Бинарные занятия логопед воспитатель

Технологии проблемного обучения

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Альтернативным проблемному обучению выступает эврестическое обучение

Особенности методики

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи(1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

eToro - Popular Investor

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.Быть доступным для обучающихся
Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

4) проверка правильности решения проблемы.

Система
методов проблемного обучения.

Система
общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н.
Скаткиным и И.Я. Лернером):

1) Объяснительно
иллюстративный;

2) Репродуктивный;

3) Проблемное
изложение;

4) Частично-поисковый;

5) Исследовательский
метод.

Система
методов проблемного обучения представляющая собой органическое сочетание общих
и бинарных методов.

В
целом можно говорить о  шести
дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих
методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и
три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1) монологическом;

2) рассуждающем;

3) диалогическом;

4) эвристическом;

5) исследовательском;

6) методе
программированных заданий.

Метод
монологического изложения.

При
монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов,
дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной
ситуации форма изложения – рассказ, лекция.

Методы
рассуждающего изложения.

Первый
вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал,
делает выводы и обобщения.

Второй
вариант – излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то
есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения
суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма –
беседа лекция.

Метод
диалогического изложения.                               

Представляет
диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель 
в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с
помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы
выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся
присуще сочетание репродуктивного и частично-

поискового
методов обучения. Основы формы преподавания – поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий.

Суть
эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и
тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися
под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является
сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Метод
исследовательских заданий.

Организуется
учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических
исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ученик
совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия
и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут
быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с
населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Метод
программированных заданий.

Это
метод при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных
дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

Бинарные
методы обучения.

Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов
обеспечивающих сообщение учителем фактов или выводов без достаточного их
объяснения, обобщения и систематизации.

Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов,
характеризующих учебную деятельность школьника в основном по образцу, используя
ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа учителя,
заучивание изложенных учителем фактов и выводов без критического анализа и
осмысления.

 Объяснительный метод состоит из
системы приемов, включающих сообщения и обобщения учителем фактов данной науки,
их описание и объяснения.

Репродуктивный метод учения – система таких приёмов, как слушание и
осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых
задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение
теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного
материала.

Инструктивный метод преподавания. Учитель инструктирует учащихся,
что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации
практической деятельности учащихся.

Практический метод учения предполагает практические и физические
учащихся как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием
приемов:

а)
обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их
обработки с целью совершенствования, видоизменения.

б)
деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием,
рационализацией и изобретением.

Объяснительно-побуждающий метод преподавания
представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ученика к
самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично
объясняется учителем, а частично дается учеником в виде

проблемных
задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового
знания.

Частично-поисковый метод учения является сочетанием
восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой
деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех
этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего
является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения
проблем.

Побуждающим методом преподавания называется деятельность учителя,
которая  побуждает активную умственную
деятельность ученика.

Поисковый метод учения представляет умственные действия по
формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.Œ

Суть проблемного обучения в детском саду

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослы: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

1. Технологии развивающего обучения;

2. Технологии проблемного обучения;

3. Игровые технологии;

4. Информационно-коммуникативные  технологии ( ИКт)

5.Сайтостроение в ДОУ

6.Периодические издания в ДУЗ

7. Технология ТРИЗ

8. Здоровьесберегающие технологии;

9. Технология проектной деятельности;

10. Технология исследовательской деятельности;

11. Технология “Портфолио”;

12.Коллекционирование 

13. Технология музейной педагогики

14.Образовательные технологии в ДУУ

Бинарные занятия логопед воспитатель – Видео