Стратегия социально экономического развития карачаево черкесской республики

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением
Правительства

Российской Федерации

от
6 сентября 2010 г. № 1485-р

eToro - Popular Investor

С т р а т е г и я

социально-экономического
развития

Северо-Кавказского
федерального округа до 2025 года

I.
Общие положения

Стратегия
социально-экономического развития
Северо-Кавказского федерального округа
до 2025 года (далее – Стратегия) определяет
основные направления, способы и средства
достижения стратегических целей
устойчивого развития и обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации на территориях Кабардино-Балкарской
Республики, Карачаево-Черкесской
Республики, Республики Дагестан,
Республики Ингушетия, Республики
Северная Осетия – Алания, Чеченской
Республики и Ставропольского края,
входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа, до 2025 года.

Стратегия
разработана с учетом Концепции
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации
17 ноября 2008 г. № 1662-р, Концепции
демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года,
утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351,
Стратегии
национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года, утвержденной
Указом
Президента Российской Федерации от
12 мая 2009 г. № 537, Транспортной
стратегии Российской Федерации на
период до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р,
Стратегии развития железнодорожного
транспорта в Российской Федерации до
2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от
17 июня 2008 г. № 877-р, Энергетической
стратегии России на период до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 13 ноября
2009 г. № 1715-р, и Водной стратегии
Российской Федерации на период до
2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от
27 августа 2009 г. № 1235-р.

Стратегия учитывает
современное состояние экономики
субъектов Российской Федерации, входящих
в состав Северо-Кавказского федерального
округа, экономики России, глобальной
экономики и перспективы их развития, а
также результаты реализации проектов,
имеющих региональное и межрегиональное
значение.

Северо-Кавказский
федеральный округ имеет благоприятные
условия для развития агропромышленного
комплекса, туризма, санаторно-курортной
сферы, электроэнергетики, добывающих
и обрабатывающих секторов промышленности,
а также развитые транзитные функции.

Однако до сих пор
естественные преимущества остаются
нереализованными, поскольку
Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной
привлекательностью в силу нестабильности
экономической и социально-политической
обстановки.

Некоторые субъекты
Российской Федерации, входящие в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
принадлежат к числу наименее экономически
развитых субъектов Российской Федерации
в силу крайне низкого уровня развития
экономики и социальной сферы,
характеризующейся высокой степенью
безработицы, сложной криминогенной
обстановкой и напряженной этнополитической
ситуацией.

По таким ключевым
социально-экономическим показателям,
как валовой региональный продукт на
душу населения, производительность
труда и средняя заработная плата,
бюджетная обеспеченность, уровень
развития реального сектора экономики
и вовлеченность во внешнеэкономическую
деятельность, Северо-Кавказский
федеральный округ заметно отстает от
других федеральных округов.

Кроме того,
большинство субъектов Российской
Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
уже на протяжении многих лет продолжают
оставаться реципиентами. Однако средства
федерального бюджета направляются в
основном на поддержание социальной
сферы и в значительно меньшей степени
– на стимулирование развития реального
сектора экономики.

Главной целью
Стратегии является обеспечение условий
для опережающего развития реального
сектора экономики в субъектах Российской
Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
создания новых рабочих мест, а также
для повышения уровня жизни населения.
При этом в рамках Стратегии запланирован
переход указанных субъектов Российской
Федерации от политики стабилизации к
политике форсированного роста, в рамках
которой ключевыми направлениями
государственной поддержки станут
инвестиции в развитие экономики для
постепенного обеспечения самодостаточного
существования субъектов Российской
Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
а также содействие их интеграции в
национальную и мировую экономику.

в Северо-Кавказском
федеральном округе

1. Макроэкономические показатели

Большинство
субъектов Российской Федерации, входящих
в состав Северо-Кавказского федерального
округа, в социально-экономическом плане
уже с начала 1990-х годов в силу ряда причин
объективного характера оказались в
числе субъектов Российской Федерации,
наиболее подверженных кризису. Объемы
промышленного производства в
Северо-Кавказском федеральном округе
к концу 1990-х годов сократились до 17 –
24 процентов (по сравнению с уровнем
1990 года) при общероссийском сокращении
значения этого показателя в среднем до
48 процентов.

Темпы экономического
роста в 2005 – 2009 годах свидетельствуют
о том, что органам исполнительной власти
в ряде субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа, удалось правильно
определить экономические приоритеты
(среди лидеров можно назвать Республику
Дагестан, Кабардино-Балкарскую Республику
и Республику Северная Осетия – Алания).
Однако процесс позитивных преобразований
идет крайне медленно.

На текущий момент
реальный сектор экономики Северо-Кавказского
федерального округа развит слабо:

доля аграрного
сектора в валовом региональном продукте
достигает 22 процентов (по Российской
Федерации – 5 процентов);

доля продукции
обрабатывающих производств не превышает
15 процентов (по Российской Федерации
– 19 процентов).

Основной вклад в
валовой региональный продукт вносит
сектор государственного управления и
сфера социальных (в том числе коммунальных)
услуг, доля которых в валовом региональном
продукте составляет до 55 процентов
(по Российской Федерации – 16 процентов).

Безработица в
Северо-Кавказском федеральном округе
остается крайне высокой – ее официальный
уровень варьируется от 8 до 55 процентов,
что в 1,5 – 9 раз превышает среднероссийский
уровень. Имеет место скрытая безработица
и высокий процент занятости населения
в низкооплачиваемых секторах экономики.

В большинстве
отраслей экономики Северо-Кавказского
федерального округа значения показателей
производительности труда ниже средних
значений этих показателей по Российской
Федерации.

Все субъекты
Российской Федерации, входящие в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
имеют низкие показатели качества жизни
населения.

Бюджеты Республики
Дагестан, Республики Ингушетия,
Карачаево-Черкесской Республики и
Чеченской Республики являются высоко
дотационными. За последние 10 лет объем
средств федерального бюджета, ежегодно
выделяемых Правительством Российской
Федерации для оказания финансовой
поддержки бюджетам субъектов Российской
Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
существенно увеличился.

2. Население и трудовые ресурсы

Демографическая
ситуация, потенциал трудовых ресурсов

и миграционные
процессы

Значения
и долговременная динамика большинства
основных социально-демографических
показателей в Северо-Кавказском
федеральном округе существенно отличаются
от соответствующих значений и динамики
показателей в среднем по Российской
Федерации. В последние десятилетия
в результате возросшей рождаемости,
снижающейся смертности и интенсивных
миграционных процессов общая
демографическая ситуация стабилизировалась.
В Северо-Кавказском федеральном округе
численность населения с конца 1990 до
конца 2009 года увеличилась на 1,68 млн.
человек. На начало 2010 года численность
населения составила 13,437 млн.
человек.

По
итогам 2009 года естественный прирост
населения Северо-Кавказского федерального
округа составил 75,6 тыс. человек. Кроме
того, в структуре населения высока доля
лиц моложе трудоспособного возраста.

Характерной
тенденцией последнего десятилетия
является резкое сокращение доли русского
населения в Северо-Кавказском федеральном
округе вследствие уменьшения рождаемости
и увеличения миграционного оттока в
другие регионы Российской Федерации.

Одновременно
отмечается устойчивый рост численности
представителей титульных наций в
республиках Северо-Кавказского
федерального округа как за счет более
высоких демографических показателей,
так и за счет оттока русского населения.

Такие процессы
приводят к существенным изменениям в
структуре населения субъектов Российской
Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа.
Наиболее заметно это проявляется в
Чеченской Республике, в которой доля
нечеченского населения уменьшилась в
несколько раз, а также в Республике
Ингушетия, что позволяет некоторым
экспертам говорить об этих республиках
как о моноэтнических.

По показателям
рождаемости Северо-Кавказский федеральный
округ занимает 1-е место в стране. Что
касается динамики, то в последние годы
траектория изменения значения показателя
рождаемости в Северо-Кавказском
федеральном округе совпадает с траекторией
изменения значения этого показателя в
целом по стране, но на более высоком
уровне (до 2000 года – падение, после –
устойчивый рост).

В
2009 году высокие показатели рождаемости
в Северо-Кавказском федеральном округе
формировались в основном за счет
показателей Чеченской Республики (более
29 новорожденных на 1000 человек
населения), Республики Ингушетия и
Республики Дагестан (более 18 новорожденных
на 1000 человек населения). В других
субъектах Российской Федерации, входящих
в этот федеральный округ, значения
показателей рождаемости отличаются от
средних показателей по Российской
Федерации несущественно.

Высокий уровень
рождаемости в Северо-Кавказском
федеральном округе предопределяет
увеличение доли детей в общей численности
населения этого федерального округа
(на начало 2006 года – 18,6 процента),
а также увеличение доли молодежи в общей
численности лиц трудоспособного
возраста. Особенно заметно увеличилась
доля молодежи в Чеченской Республике
(32,9 процента), Республике Ингушетия
(28,9 процента) и Республике Дагестан
(25,4 процента).

Показатель
смертности в Северо-Кавказском федеральном
округе самый низкий по Российской
Федерации – 8,7 человека на 1000 человек
населения в 2009 году (в среднем по
Российской Федерации – 14,6 человека
на 1000 человек населения).

Самые
низкие значения показателей смертности
на 1000 человек населения зафиксированы
в 2009 году в Республике Ингушетия
(3,7 человека), Чеченской Республике
(5,3 человека), Республике Дагестан
(6,1 человека). В остальных субъектах
Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
значение этого показателя также ниже
среднероссийского.

Традиционной
серьезной проблемой для Северо-Кавказского
федерального округа является высокая
младенческая смертность, хотя успехи
здравоохранения последних лет привели
к значительному улучшению этого
показателя.

Значение
показателей продолжительности жизни
населения Северо-Кавказского федерального
округа также является самым высоким в
Российской Федерации.

Если в целом по
Российской Федерации с 1995 по 2006 год
происходила естественная убыль населения,
то достаточно высокий уровень рождаемости
и относительно низкий уровень смертности
в Северо-Кавказском федеральном округе
позволили обеспечить позитивную динамику
показателя естественного прироста
населения. Самые высокие показатели
естественного прироста населения
наблюдались в этот период в Чеченской
Республике, Республике Ингушетия и
Республике Дагестан. В Кабардино-Балкарской
Республике отмечался низкий естественный
прирост. В Карачаево-Черкесской Республике
прирост населения начался в 2004 году, в
Республике Северная Осетия – Алания – в
2006 году, а в Ставропольском крае – в 2008
году.

Традиционная
сельскохозяйственная специализация
Северо-Кавказского федерального округа
предопределяет низкий уровень урбанизации
населения округа. Доля сельского
населения в этом федеральном округе на
1 января 2009 г. составляла 51,2 процента,
а на 1 января 2010 г. – 51,1 процента или
4729,1 тыс. человек (в среднем по Российской
Федерации – 26,9 процента). В Республике
Дагестан, Республике Ингушетия и
Карачаево-Черкесской Республике сельское
население составляет 56 – 57 процентов
всего населения этих республик, а в
Чеченской Республике – 64,7 процента.
Большинство сельских жителей проживают
на территориях, имеющих слабо развитую
транспортную инфраструктуру, что
затрудняет развитие трудовой мобильности
населения и обусловливает сравнительно
низкий уровень жизни населения. В
Республике Дагестан и Карачаево-Черкесской
Республике численность сельского
населения продолжает расти. Такая
ситуация, с одной стороны, играет
позитивную роль в условиях высокой
безработицы, которая значительно легче
переносится в селе, чем в городе. С другой
стороны, эта структура предопределяет
низкий уровень налоговых поступлений
и, как следствие, дотационность
региональных бюджетов.

Еще одной негативной
тенденцией в 1990-х годах в Северо-Кавказском
федеральном округе стала миграция, в
том числе вынужденная. Горячие точки,
военные конфликты в ближнем зарубежье,
сложные межэтнические отношения, с
одной стороны, и благоприятные
климатические условия, с другой стороны,
сделали эту территорию перекрестком
миграционных потоков.

В
2008 году в целом по Северо-Кавказскому
федеральному округу миграционная убыль
составила 11,9 тыс. человек, в том числе
в Республике Дагестан – 9,8 тыс. человек,
Кабардино-Балкарской Республике – 2,9 тыс.
человек, Республике Северная Осетия –
Алания – 2,7 тыс. человек,
Карачаево-Черкесской Республике –
1,9 тыс. человек и Чеченской Республике
– 1 тыс. человек.

Миграционный
прирост отмечался в Ставропольском
крае (5,5 тыс. человек) и Республике
Ингушетия (0,9 тыс. человек).

Управление
миграционными процессами в Северо-Кавказском
федеральном округе требует активного
участия федерального центра в части
разработки и реализации обширной
программы, предусматривающей комплекс
административных, социальных, экономических
и культурных мер по количественной и
пространственной регуляции миграционных
потоков, а также по обеспечению процесса
взаимной адаптации мигрантов и принимающих
их территорий. Для решения проблемы
избытка трудовых ресурсов Северо-Кавказского
федерального округа ежегодные размеры
трудовой миграции должны составлять
30 – 40 тыс. человек. В приеме мигрантов
требуется задействовать десятки регионов
Российской Федерации.

Кроме того, важной
задачей является работа по привлечению
для постоянного проживания на территории
Северо-Кавказского федерального округа
русского населения из других регионов
Российской Федерации и русскоязычного
населения из государств – участников
Содружества Независимых Государств,
прежде всего высококвалифицированных
специалистов.

Более одной трети
общей численности населения
Северо-Кавказского федерального округа
составляет молодежь (приблизительно
2,8 млн. человек). Поэтому в Северо-Кавказском
федеральном округе в целом и в каждом
субъекте Российской Федерации, входящем
в его состав, в частности должна
проводиться грамотная и эффективная
молодежная политика по следующим
направлениям деятельности:

развитие эффективных
моделей и форм вовлечения молодежи в
трудовую и экономическую деятельность
(трудовые объединения, студенческие
отряды, молодежные биржи труда и др.),
совершенствование нормативно-правовой
базы для привлечения молодежи к трудовой
деятельности и обеспечения ее законных
прав и интересов, а также реализация
программ поддержки молодежного
предпринимательства;

решение вопросов
обеспечения жильем молодых семей и
молодых специалистов;

поддержка талантливой
молодежи (проведение творческих
фестивалей и конкурсов, учреждение
премий и грантов, создание современных
молодежных творческих коллективов,
пропаганда традиций народов, проживающих
на территории Северо-Кавказского
федерального округа и Российской
Федерации в целом);

поддержка
общественных объединений молодежи
(анализ деятельности молодежных
объединений, организация работы с
положительно настроенными общественными
организациями и их лидерами, оказание
им организационной, методической и
финансовой поддержки, в том числе
выделение финансовых средств на
реализацию программ, выделение помещений
и др.);

модернизация
материально-технической базы учреждений
по работе с молодежью и расширение их
сети;

оказание
информационно-консалтинговой помощи
молодежи;

формирование
межрелигиозной терпимости (взаимодействие
с религиозными организациями и их
лидерами, имеющими влияние на молодежь,
привлечение их к системной работе с
молодежью);

создание условий
для занятий спортом и организации отдыха
молодежи (развитие спортивной базы,
подготовка тренеров-педагогов для
работы с молодежью, разработка специальных
программ по привлечению молодежи к
занятию спортом, создание мест отдыха
молодежи);

проведение
мероприятий, направленных на интеграцию
молодежи Северо-Кавказского федерального
округа в социально-экономическую и
общественную жизнь страны;

создание молодежных
средств массовой информации (газеты,
журналы, телепередачи и др.);

ведение научной
и кадровой работы (подготовка кадров
для работы с молодежью, системный
мониторинг положения молодежи).

Для осуществления
указанных направлений деятельности
необходимы организация мониторинга
основных аспектов жизни местной молодежи
и разработка стратегии молодежной
политики в Северо-Кавказском федеральном
округе.

Качество жизни
населения

Серьезной проблемой
Северо-Кавказского федерального округа
является низкий уровень развития системы
здравоохранения.

Во всех субъектах
Северо-Кавказского федерального округа
отмечается нехватка больниц и
поликлинических учреждений, а также
врачей и среднего медицинского персонала.
В Кабардино-Балкарской Республике,
Республике Северная Осетия – Алания,
Чеченской Республике и Ставропольском
крае участковые врачи-терапевты,
участковые врачи-педиатры и врачи скорой
медицинской помощи широко применяют
практику совместительства. Ситуация
продолжает ухудшаться в связи с оттоком
молодых специалистов в другие регионы
Российской Федерации.

Наиболее
востребованными видами медицинской
помощи являются онкология, сердечно-сосудистая
хирургия, травматология и ортопедия,
нейрохирургия и офтальмология. Потребность
в высокотехнологичной медицинской
помощи по указанным видам полностью
соответствует структуре заболеваемости
и объемам оказания медицинской помощи
в целом по Российской Федерации.

В 2009 году начал
функционировать Северо-Кавказский
многопрофильный медицинский центр
Министерства здравоохранения и
социального развития Российской
Федерации, который является современным
хорошо оснащенным медицинским учреждением.
Необходимо отметить, что центр еще не
полностью вышел на запланированные
проектные мощности. Повышение активности
по направлению пациентов в центр в
субъектах Российской Федерации, входящих
в состав Северо-Кавказского федерального
округа, может значительно повысить
доступность многопрофильной
специализированной и высокотехнологичной
медицинской помощи жителям этого округа.

В вопросах
предоставления высокотехнологичной и
специализированной медицинской помощи
необходимо учитывать возможности
краевой многопрофильной больницы
Ставропольского края, на базе которой
развиваются высокотехнологичные виды
медицинской помощи.

О необходимости
принятия срочных мер по улучшению
ситуации с инфраструктурой здравоохранения
свидетельствует состояние здоровья
населения в Северо-Кавказском федеральном
округе.

За 4 месяца
2010 года по сравнению с аналогичным
периодом предыдущего года отмечен рост
смертности:

от инфекционных
и паразитарных заболеваний (в Республике
Дагестан – на 2,8 процента, Республике
Ингушетия – на 17,8 процента,
Карачаево-Черкесской Республике – на
1,8 процента);

от новообразований
(в Республике Дагестан – на 5,9 процента
и в Карачаево-Черкесской Республике –
на 3,9 процента);

от болезней системы
кровообращения (в Республике Ингушетия
– на 32,2 процента, в Карачаево-Черкесской
Республике – на 9,6 процента, Чеченской
Республике – на 5,8 процента);

от болезней органов
дыхания (в Кабардино-Балкарской Республике
– на 3,6 процента);

от болезней органов
пищеварения (в Ставропольском крае – на
18,9 процента).

В
Кабардино-Балкарской Республике значение
показателя смертности от туберкулеза
выше среднероссийского и составляет
16,7 человека на 100 тыс. населения
(по Российской Федерации за 4 месяца
2010 года – 16,4 человека на 100 тыс.
населения).

Особо
следует отметить рост заболеваемости
туберкулезом в Республике Ингушетия
(с 31,4 до 39,8 человека на 100 тыс. населения),
в Республике Северная Осетия – Алания
(с 64,2 до 65,4 человека на 100 тыс.
населения) и в Чеченской Республике (с
76,5 до 77,4 человека на 100 тыс. населения),
в остальных субъектах Российской
Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
– снижение значения указанного показателя
(по Российской Федерации – 82,6 человека
на 100 тыс. населения).

Отмечается
рост по сравнению с 2008 годом заболеваемости
онкологическими заболеваниями. Самые
высокие значения указанного показателя
отмечены в Ставропольском крае (345,2
человека на 100 тыс. населения) и
Чеченской Республике (319,4 человека на
100 тыс. населения) (по Российской
Федерации – 355,9 человека на 100 тыс.
населения).

В
2009 году медицинская помощь населению
Северо-Кавказского федерального округа
оказывалась в 681 лечебно-профилактическом
учреждении, в 414 амбулаторно-поликлинических
учреждениях, входящих в состав других
учреждений, и в 1740 фельдшерско-акушерских
пунктах. Скорая медицинская помощь
населению округа оказывается на
204 станциях (отделениях) скорой
медицинской помощи. Численность лиц,
которым оказана скорая медицинская
помощь при выездах и амбулаторно, в
2009 году составляла 344 человека на
1 тыс. населения (по Российской
Федерации – 361 человек на 1 тыс.
населения).

Обеспеченность
врачами в Северо-Кавказском федеральном
округе ниже, чем в среднем по Российской
Федерации. В 2009 году значение этого
показателя составило 38 человек на
10 тыс. населения (по Российской
Федерации – 44,1 человека на 10 тыс.
населения). Обеспеченность средним
медицинским персоналом в указанном
федеральном округе также ниже, чем в
среднем по России. В 2009 году значение
этого показателя составило 81,6 человека
на 10 тыс. населения (по Российской
Федерации – 94,1 человека на 10 тыс.
населения).

Немногим лучше
ситуация, сложившаяся в сфере образования
в Северо-Кавказском федеральном округе.

Общий
образовательный уровень экономически
активного населения в Северо-Кавказском
федеральном округе несколько ниже
средних показателей по Российской
Федерации. Так, занятое население,
имеющее высшее образование, составляет
26,2 процента общей численности
населения (по Российской Федерации –
27,1 процента), среднее профессиональное
– 22,2 процента общей численности
населения (по Российской Федерации –
26,7 процента). При этом в ряде субъектов
Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
уровень образования даже превосходит
среднероссийский, например, в Республике
Ингушетия – 43,6 процента общей
численности населения.

Между тем уровень
развития образовательного комплекса
в Северо-Кавказском федеральном округе
в целом остается низким. По обеспеченности
детей местами в детских дошкольных
учреждениях указанный федеральный
округ занимает среди прочих округов
Российской Федерации последнее место.

Особого внимания
заслуживает проблема повышения уровня
профессиональной подготовки педагогов
и воспитателей детских дошкольных
учреждений.

Среди наиболее
актуальных проблем средних
общеобразовательных школ выделяется
острая нехватка педагогических кадров
и устаревшая материально-техническая
база.

Численность
учащихся в дневных общеобразовательных
учреждениях в Северо-Кавказском
федеральном округе, как и в целом по
Российской Федерации, сокращается.

Кроме того, в
Кабардино-Балкарской Республике,
Республике Ингушетия, Чеченской
Республике, Республике Северная Осетия
– Алания, Республике Дагестан и
Ставропольском крае значение показателей
обеспеченности учреждениями среднего
профессионального образования ниже
значения такого показателя в Российской
Федерации в 1,8 – 2,3 раза.

Количество высших
учебных заведений большинства субъектов
Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
ниже среднероссийского уровня. Только
в Кабардино-Балкарской Республике и
Республике Северная Осетия – Алания
количество высших учебных заведений
почти в 1,5 раза больше, чем в среднем по
Российской Федерации.

Важной задачей
является также качественная подготовка
специалистов, необходимых для обеспечения
потенциального экономического роста.
Проблемы с квалификацией кадров
существуют практически во всех отраслях
экономики (туризм, санаторно-курортная
сфера, государственное управление,
пищевая промышленность, сельское
хозяйство, строительство, здравоохранение
и др.), что требует от системы не только
усовершенствования программ подготовки,
но и переподготовки кадров с учетом
требований развивающейся экономики и
современных стандартов.

Основной социальной
проблемой, присущей всем субъектам
Российской Федерации, входящим в
Северо-Кавказский федеральный округ в
равной степени, является низкий уровень
обеспеченности жильем. Наиболее
благоприятная ситуация наблюдается в
Республике Северная Осетия – Алания,
где в 2008 году обеспеченность жильем
составляла 26,1 кв. метра на человека
(по Российской Федерации – 22 кв. метра
на человека). В Ставропольском крае и
Карачаево-Черкесской Республике этот
показатель в 2008 году составил 21,2 и
20,1 кв. метра на человека соответственно.
Более сложная ситуация с жилым фондом
наблюдается в Кабардино-Балкарской
Республике и Республике Дагестан, где
в 2008 году на одного человека приходилось
16,9 и 16,5 кв. метра соответственно. В
Республике Ингушетия и Чеченской
Республике значения показателя
обеспеченности жильем одни из самых
низких в Российской Федерации – 10,9 кв.
метра 13,4 кв. метра на человека
соответственно.

Несмотря на низкие
значения показателя обеспеченности
жильем, доля ветхого и аварийного жилья
в субъектах Российской Федерации,
входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа, в основном ниже,
чем в среднем по Российской Федерации.
Лишь в Республике Дагестан и Республике
Ингушетия доля ветхого и аварийного
жилья крайне высока – 20,6 процента и
20,4 процента соответственно.

Инфраструктурная
обеспеченность жилого фонда в субъектах
Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
весьма неоднородна.

Доля жилья,
оснащенного водопроводом, в среднем по
Российской Федерации в 2008 году составляла
76 процентов. В большинстве субъектов
Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
доля такого жилья довольно высокая –
около 90 процентов, однако в Республике
Дагестан – 54 процента, в Чеченской
Республике – 57 процентов.

Наиболее
благоприятная ситуация, связанная с
обеспеченностью услугами по водоотведению,
сложилась в Республике Северная Осетия
– Алания (96 процентов). В Республике
Ингушетия, Кабардино-Балкарской
Республике и Ставропольском крае
обеспеченность услугами по водоотведению
находится на среднероссийском уровне
– около 70 процентов, а в Республике
Дагестан и Чеченской Республике
существенно ниже среднероссийского
уровня – 42 процента и 34 процента
соответственно.

Обеспеченность
услугами по газоснабжению и отоплению
по данным 2008 года составляла более
80 процентов.

Темпы жилищного
строительства в Северо-Кавказском
федеральном округе существенно ниже,
чем в среднем по Российской Федерации.
В 2009 году на одну тысячу человек было
введено 302 кв. метра жилья – это почти
вдвое меньше, чем в Центральном федеральном
округе.

Невысокие темпы
жилищного строительства объясняются
рядом факторов. Во-первых, низкая
платежеспособность населения, во-вторых,
неразвитый рынок кредитования, в том
числе ипотечного, и, в-третьих, высокая
стоимость жилья.

По объему кредитования
в расчете на одного человека
Северо-Кавказский федеральный округ
занимает одно из последних мест в
Российской Федерации. В среднем объем
выдаваемых кредитов в расчете на одного
человека составляет 6,1 тыс. рублей
по данным за 2008 год, что втрое ниже,
чем в среднем по Российской Федерации.
При этом доля ипотечных кредитов в общем
объеме выдаваемых кредитов в
Северо-Кавказском федеральном округе
в 2008 году составила всего 12 процентов.

Существенным
фактором, тормозящим развитие жилищного
строительства, является относительно
высокая стоимость возведения жилья,
которая объясняется дороговизной
строительных материалов и низкой
обеспеченностью строительных компаний
специализированной техникой. В
Кабардино-Балкарской Республике,
например, стоимость строительства 1 кв.
метра жилья составляет 34,5 тыс. рублей
(в среднем по Российской Федерации –
30,3 тыс. рублей за кв. метр).

Однако, согласно
прогнозам экспертов, спрос на жилье в
ближайшие годы будет расти. Значительную
роль в этом процессе сыграют невысокая
обеспеченность жильем и рост населения
(предполагаемый прирост населения в
Северо-Кавказском федеральном округе
в 2010 – 2020 годах составит около
800 тыс. человек).

Для достижения к
2020 году обеспеченности жильем в
22 кв. метра на душу населения необходимо
дополнительно построить около 60 млн. кв.
метров жилья. При сохранении нынешних
темпов строительства к 2020 году будет
построено не более 7 млн. кв. метров
жилья.

В настоящее время
в Северо-Кавказском федеральном округе
уже реализуется ряд федеральных целевых
и ведомственных программ, направленных
на повышение качества жизни населения,
в том числе по улучшению обеспеченности
жильем. В рамках федеральной целевой
программы “Жилище” на 2002 – 2010 годы
предусмотрен ряд мер по развитию
жилищного строительства и совершенствованию
жилищно-коммунального комплекса.
Федеральная целевая программа “Социальное
развитие села до 2012 года” включает в
себя мероприятия по жилищному строительству
и созданию соответствующей инфраструктуры
в сельской местности. Однако объемов
финансирования, выделяемых на реализацию
указанных программ, недостаточно для
решения всех проблем, связанных со
строительством жилья.

По обеспеченности
объектами спортивной инфраструктуры
и учреждениями культуры Северо-Кавказский
федеральный округ также существенно
отстает от других федеральных округов.

Отмечается нехватка
стадионов, спортивных площадок и полей,
спортивных залов, плавательных бассейнов.

По сравнению с
2005 годом значительно сократилось
количество библиотек, культурно-досуговых
учреждений, детских школ искусств,
театров и концертных площадок. В крайне
неудовлетворительном состоянии находится
материально-техническая база учреждений
культуры. Более 30 процентов зданий
находится в аварийном состоянии и
требует капитального ремонта. Только
13,4 процента библиотек оснащены
персональными компьютерами и лишь
4,4 процента имеют доступ к сети
Интернет. Отсутствие современных
киноустановок и кинозалов со специальным
звуком и спецэффектами, рассчитанных
на показ современных фильмов, делает
недоступным целый пласт мировой
художественной культуры для населения
Северо-Кавказского федерального округа.

Многие памятники
и объекты культурно-исторического
наследия нуждаются в реставрации. Среди
них – Государственный музей-заповедник
М.Ю.Лермонтова и археологический и
природный музей-заповедник “Татарское
городище” в Ставропольском крае,
историко-архитектурный комплекс Даргавс
в Республике Северная Осетия – Алания,
башенные комплексы IX – XVIII веков
в Республике Ингушетия, музей-заповедник Нарын-Кала в Республике Дагестан и
многие другие.

Не менее остро
стоит проблема кадрового обеспечения.
Только 30 процентов специалистов,
работающих в учреждениях культуры,
имеют высшее профессиональное образование.
Вместе с тем достижение высоких
показателей развития субъектов Российской
Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
невозможно без должного внимания к
культурной составляющей как в части
создания соответствующей инфраструктуры,
так и в части кадрового обеспечения.

Рынок труда

Крайне неблагополучной
является ситуация на рынке труда во
всех субъектах Российской Федерации,
входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа.

По состоянию на 1
мая 2010 г. общее количество безработных
граждан (по методологии Международной
организации труда) в Северо-Кавказском
федеральном округе составляет 766,6 тыс.
человек или 18 процентов численности
экономически активного населения (в
среднем по Российской Федерации –
8,2 процента). Наиболее высокий уровень
безработицы отмечается в Республике
Ингушетия – 53 процента, Чеченской
Республике – 42 процента и Республике
Дагестан – 17,2 процента.

При этом уровень
безработицы на селе значительно выше
уровня безработицы среди городского
населения. Более половины безработных
составляет молодежь. Доля продолжительности
безработицы в Северо-Кавказском
федеральном округе превышает среднюю
по Российской Федерации, так доля
длительно безработных (более 1 года)
составляет 27,7 процента (по Российской
Федерации – 12,2 процента).

Сложный характер
проблем в социально-экономической сфере
Северо-Кавказского федерального округа
определяет необходимость целенаправленной
политики государства по этому вопросу.

Ключевые направления
мероприятий в области развития рынка
труда включают:

стимулирование
создания новых рабочих мест, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса;

создание условий,
способствующих повышению качества
рабочей силы (образовательные программы
профессиональной подготовки и
переподготовки кадров и безработных
граждан, поддержка трудоустройства и
обеспечение стажировок молодежи);

создание условий
для развития территориальной мобильности
граждан (трудоустройство жителей
Северо-Кавказского федерального округа
в других регионах Российской Федерации);

повышение
эффективности функционирования
специальных институтов на рынке труда
(развитие центров занятости и ресурсных
центров в Северо-Кавказском федеральном
округе, улучшение координации с центрами
занятости в других регионах Российской
Федерации).

В целях максимального
удовлетворения потребностей экономики
Северо-Кавказского федерального округа
в кадрах необходимо разработать
краткосрочные, среднесрочные и
долгосрочные прогнозы потребностей
рынков труда в профессиональных кадрах
(рабочих местах), а также предпринять
необходимые меры по использованию
потенциала и опыта профильных ведущих
высших учебных заведений и учебных
заведений среднего профессионального
образования Российской Федерации в
приоритетных для указанного федерального
округа секторах – туризме и сервисе,
строительстве и сельском хозяйстве.

Межнациональные
отношения

Северо-Кавказский
федеральный округ отличается сложным,
разнообразным этническим составом,
сконцентрированным на относительно
небольшой территории, что обусловливает
прямую зависимость состояния
общественно-политической обстановки
от ситуации в сфере межнациональных
отношений.

В
настоящее время на территории
Северо-Кавказского федерального округа
проживают 2743 тыс. русских (29,9 процента
общей численности населения), 1485,2 тыс.
чеченцев (16,2 процента общей численности
населения), 785,3 тыс. аварцев (8,5 процента
общей численности населения), 511,7 тыс.
кабардинцев (5,6 процента общей
численности населения), 488,8 тыс.
даргинцев (5,3 процента общей численности
населения), 476,5 тыс. осетин (5,2 процента
общей численности населения), 462,2 тыс.
ингушей (5 процента общей численности
населения), 399,1 тыс. кумыков (4,3 процента
общей численности населения), 359,5 тыс.
лезгин (3,9 процента общей численности
населения), 187,6 тыс. карачаевцев
(2 процента общей численности
населения), 148 тыс. лакцев (1,6 процента
общей численности населения), 106,8 тыс.
балкарцев (1,2 процента общей численности
населения), а также представители других
национальностей.

Современная
общественно-политическая и этнополитическая
обстановка в Северо-Кавказском федеральном
округе характеризуется рядом выраженных
негативных социальных тенденций,
проявлениями этнополитического и
религиозного экстремизма, а также
высоким конфликтогенным потенциалом.

Внешними
факторами, дестабилизирующими
этнополитическую и межконфессиональную
ситуацию в Северо-Кавказском федеральном
округе, являются следующие факторы:

активность
международной террористической сети,
использующей этнический и религиозный
факторы;

стремление ряда
радикальных международных организаций
к эскалации этнополитической и
межконфессиональной напряженности,
включая стремление к переделу
административно-территориальных границ
указанного федерального округа;

импорт радикальных
форм ислама на территорию указанного
федерального округа.

Внутренними
факторами, способствующими обострению
этнополитической ситуации в
Северо-Кавказском федеральном округе,
являются следующие факторы:

широкое распространение
коррупции;

проявление
этнополитического и религиозно-политического
экстремизма;

неурегулированность
земельных отношений, порождающая
большинство межнациональных конфликтов,
в том числе на бытовом уровне;

межэтническая
напряженность на фоне слабой общегражданской
идентичности;

популяризация
экстремистской идеологии в силу высокого
уровня безработицы и социальной
необустроенности населения;

продолжающийся
отток русского населения.

Общественно-политическая
и социально-экономическая значимость
предотвращения оттока русского населения
и создание условий для его возвращения
и безопасного и комфортного проживания
на территории Северо-Кавказского
федерального округа была обозначена
Президентом Российской Федерации
Д.А.Медведевым, а также общественными
лидерами этого федерального округа 19
мая 2010 г. на заседании Совета по
содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека,
посвященном ситуации на Северном
Кавказе.

За период с 1989
по 2002 год субъекты Российской
Федерации, входящие в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
покинули около 300 тыс. русских (27,5 процента
общей численности населения). В последние
годы темпы оттока несколько снизились,
но обозначилась тенденция оттока
русского населения из некоторых районов
Ставропольского края.

Сегодня прекращение
оттока и возвращение русского населения
на территорию Северо-Кавказского
федерального округа является стратегической
задачей. Русское население для
Северо-Кавказского федерального округа
не только важнейший фактор стабилизации
этнополитической ситуации, но и источник
высококвалифицированных кадров,
необходимых для обеспечения устойчивого
развития этого федерального округа и
достижения его инвестиционной
привлекательности.